Технологии

Коллектив АО «Сибмост» (ранее «Мостостроительный трест №2 Министерства транспортного строительства) с самого своего основания в послевоенные годы и по настоящее время постоянно работает над вопросами внедрения новых технологий, широко используя мировые достижения строительной науки и техники.

Осуществляется научно-технический мониторинг в тесном контакте с такими научными институтами, как ЦНИИС, НИЦ «Мосты», СоюзДорНИИ, Киевский институт электросварки им. О. Патона, Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), Московский государственный университет транспортного строительства, МАДИ, Гипростроймост, и другие научные и проектные институты.

За время строительства мостов через могучие сибирские реки коллективом АО «Сибмост» было предложено, разработано и внедрено много новых оригинальных решений в технологии строительства больших и внеклассных мостов. Вот наиболее значимые из этих решений и предложений:

- На строительстве городского моста через р. Енисей в г. Красноярске в 60-е годы прошлого столетия была выполнена уникальная операция по монтажу железобетонных арок пролетом 150 м. На берегу Енисея готовились полуарки из монолитного железобетона, затем эти полуарки весом до 1500тн передвигались на баржи, сплавлялись на этих баржах по Енисею и одновременно монтировались в проектное положение.

- Впервые в России в 1980 – 1982 годах была освоена технология термореактивного бурения скальных грунтов, совмещенная с погружением сборных железобетонных оболочек при сооружении свай большого диаметра в основании опор мостов.

- В 1974 -1978 годах на строительстве Димитровского моста в г. Новосибирске впервые в СССР была освоена и внедрена автоматическая монтажная сварка мостовых конструкций в условиях северного исполнения. Впоследствии эта технология успешно применялась и совершенствовалась филиалами ОАО «Сибмост» на многих мостах (мосты через реки Лена в Иркутске, Енисей в Красноярске, Обь в Барнауле, Иртыш в Омске, мост-метро и автодорожный мост через Обь в составе Северного обхода в Новосибирске, и другие).

- Освоена технология устройства буронабивных свай диаметром 1,5 м с уширением в основании сваи 3,5 м. Такая технология позволяет значительно повысить несущую способность буровой сваи в слабых грунтах.

- Практически на всех металлических мостах применяются различные варианты продольной надвижки пролетного строения моста с использованием современного высокопроизводительного домкратного оборудования, что позволяет значительно снизить затраты и сроки строительства.

- Впервые в российской практике на строительстве моста через р. Обь на Северном обходе Новосибирска при надвижке полетного строения использовалась комбинация 42-метрового аванбека и плавучих опор грузоподъемностью 800 тн со специальными фермоподъемниками, которые позволяют регулировать прогибы пролетного строения. На этом же мосту для обеспечения предотвращения аэроупругих колебаний от ветрового воздействия на пролетное строение, высокой точности и безопасности работ, перед началом надвижки в лаборатории летательных аппаратов Новосибирского государственного технического института была испытана в аэродинамической трубе модель авангардной части пролетного строения в масштабе 1:100.

Внедрение новых технических разработок и современных технологий широко проводится АО «Сибмост» и в настоящее время. Для повышения технического уровня и механовооруженности строительно-монтажных работ, достижения еще более высоких результатов инженерный коллектив АО «Сибмост» ведет разработку передовых конструкций и технологий.

В 2009г. освоено производство железобетонных автодорожных балок длиной 24м и 33м новой конструкции, позволяющей изготавливать в одной опалубке широкий ассортимент длин балок пролетных строений от 15м до 33м, без переустройства опалубки (впервые в России для заводских условий изготовления). Применение таких балок позволит улучшить архитектурный вид мостовых сооружений в условиях плотной городской застройки

Для русловой части Бугринского мостового перехода через Обь в Новосибирске принято пролетное строение комбинированной системы: арка с затяжкой с наклонными подвесками (т.н. «сетчатая арка»). Длина руслового арочного пролета составляет 380 м, что является уникальным показателем для арок такого типа во всем мире. Арочное пролетное строение состоит из двух стальных коробчатых балок. Проезжая часть пролетного строения представляет собой стальную ортотропную плиту.

При строительстве моста использовались современные материалы, передовые технологии и новые конструктивные решения.

1. Сетчатая арка центрального пролёта Бугринского моста длиной 380 метров и высотой 70 метров - самая большая в мире, а вантовая система из 156 вант (с максимальной длиной 108 м) является уникальной для Европы.

2. Впервые в практике мирового мостостроения применена технология вертикальной надвижки полусводов арки под углом 45 градусов.

3. Впервые за Уралом на центральном пролете применен литой асфальтобетон, позволяющий при проектных колебаниях арки до 14 см сохранить целостность и эластичность покрытия.

4. Дорожная одежда подъездов к мосту выполнена из цементобетона, который имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционными для России асфальтобетонными покрытиями.

5. Антикоррозийная обработка и окраска арки моста проведены с применением высококачественных материалов, обеспечивающих не только долговечность (расчетный срок службы 70 лет), но и особый внешний вид всей конструкции.

6. Устройство монолитных железобетонных мостовых опор сложной геометрической формы.

7. На строительстве береговых опор арочного пролетного строения впервые в Сибири освоена и внедрена технология укладки монолитного бетона в больших объемах (до 4 500м3) с применением инвентарной щитовой опалубки отечественной фирмы «Сталформ».

8. Монтаж и натяжение вант произведены швейцарской фирмой VSL с применением новейшего высокопроизводительного оборудования.

АО «Сибмост» производит работы по устройству буронабивных свай различных диаметров на глубину до 40 м, а также буронабивных свай по технологии непрерывно перемещающегося шнека без обсадных труб. По этим работам АО «Сибмост» является монополистом на всей азиатской территории России.

При строительстве мостов широко используются современные геодезические приборы с использованием спутников Земли, позволяющие не только выполнять геодезические работы с высокой точностью, но и передавать полученные данные для дальнейшей компьютерной обработки и проектирования.

АО «Сибмост» имеет свою проектную группу и самостоятельно ведет проектирование отдельных мостов и мостовых конструкций с использованием компьютерных технологий.

Повсеместно применяются прогрессивные конструкции опорных частей и деформационных швов «Мауер», а в настоящее время производится отладка оборудования для производства этих деформационных швов своими силами (в УМ АО «Сибмост»).

Ведется мониторинг зарубежных и отечественных фирм, выпускающих оборудование для производства работ по погружению и извлечению шпунта по методу «тихих» (мало шумящих) технологий. Это особенно актуально в условиях плотной жилой застройки больших городов.

АО «Сибмост» имеет развитую производственную базу в своих филиалах, которая полностью обеспечивает выпуск сборных железобетонных конструкций, пролетных строений, металлоконструкций для своих объектов

АО «Сибмост» активно участвует в федеральной целевой программе по внедрению цементобетонных покрытий на автодорогах.